- Санкт-Петербург
- Алтайский край
- Амурская область
- Архангельская область
- Астрахань
- Белгородская область
- Брянская область
- Псков
- Владивосток и Приморский край
- Владимирская область
- Волгоградская область
- Вологодская область
- Воронежская область
- Екатеринбург
- Ставропольский край
- Ивановская область
- Костромская область
- Ижевск - Удмуртия
- Иркутская область
- Йошкар-Ола - Марий Эл
- Казань - Татарстан
- Калининградская область
- Калужская область
- Каменск-Уральский
- Камчатский край
- Кузбасс
- Кировская область
- Краснодарский край
- Красноярский край
- Крым
- Курганская область
- Курская область
- Липецкая область
- Магаданская область
- мурманская область
- Нальчик
- Нижегородская область
- Нижний Тагил
- Новгородская область
- Новосибирская область
- Омская область
- Орловская область
- Оренбургская область
- Пензенская область
- Пермь
- Республика Адыгея
- Республика Алтай
- Республика Дагестан
- Республика Калмыкия
- Республика Карелия
- Республика Коми
- Саранск
- Республика Саха (Якутия)
- Республика Северная Осетия - Алания
- Республика Хакасия
- Ростовская область
- Рязанская область
- Самарская область
- Саратовская область
- Сахалинская область
- Серов
- Смоленская область
- Сочи
- Тамбовская область
- Тверская область
- Томская область
- Тульская область
- Тюменская область
- Улан-Удэ
- Ульяновская область
- Уфа – Башкортостан
- Хабаровский край
- Ханты-Мансийский АО - Югра
- Чебоксары - Чувашия
- Челябинская область
- Чеченская республика
- Чита
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Ярославская область
Леош Яначек

3 июля 1854, дер. Гуквальди, Моравия – 12 августа 1928, Велька-Острава, ныне Острава) – чешский композитор и музыковед-этнограф. Член Чешской академии наук и искусства.
Сын провинциального учителя, один из четырнадцати детей в семье, Леош Яначек с одиннадцати лет пел в хоре и учился музыке в Старобрненском монастыре (Брно). Затем учился в Праге, Лейпциге и Вене. В 1874 познакомился в Праге с А. Дворжаком, знакомство перешло в многолетнюю дружбу. В 1881 Яначек женился и вернулся в Брно, преподавал музыку.
Основал школу органистов, которой руководил до 1920 (среди его учеников Вилем Петржелка и Павел Хаас). Изучал моравский фольклор, в своём творчестве глубоко усвоил моравские песенные и танцевальные традиции. Стал крупнейшим – наряду с Дворжаком и Б. Сметаной – национально ориентированным композитором Чехии.
В ранний период творчества испытал сильное влияние музыкального стиля и эстетики Дворжака. В зрелые годы творчество Яначека представляет собой синтез национальных традиций и общеромантического стиля, особенно заметный в опере «Енуфа» (Jenufa) по пьесе чешской писательницы Габриэлы Прейссовой. После успешной премьеры «Енуфы» (Брно, 1904), которую часто называют «моравской национальной оперой», оперы Яначека (всего девять) начали ставить в лучших музыкальных театрах мира. В поздний период творчества написаны наиболее известные сочинения, среди которых «Симфониетта», «Глаголическая месса», опера «Приключения лисички-плутовки».
Яначек неоднократно посещал Россию, хорошо знал её литературу и музыку. Многие произведения композитора вдохновлены русской литературой, как, например, опера «Катя Кабанова» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»), опера «Из мёртвого дома» (по мотивам «Записок из мёртвого дома» Ф.М. Достоевского), оркестровая рапсодия «Тарас Бульба» (по повести Н.В. Гоголя), струнный квартет «Крейцерова соната» (по одноимённой повести Л.Н. Толстого), Сказка для виолончели и фортепиано (по мотивам «Сказки о царе Берендее» В. А. Жуковского). Под влиянием М.П. Мусоргского формировался «музыкально-сценический почерк Яначека, основу которого составляет гибкий, пластичный мелодический речитатив».