Опера «Блудный сын. Мавра»

На данное мероприятие доступна покупка
электронного билета
Блудный сын. Мавра Блудный сын. Мавра Блудный сын. Мавра Блудный сын. Мавра Блудный сын. Мавра Блудный сын. Мавра Блудный сын. Мавра Блудный сын. Мавра
Отлично!
8,7
из 10
Оценка по 1 отзыву
В ролях
АКТЕРЫ: Борислав Молчанов, Алексей Морозов, Алексей Мочалов, Игорь Вялых
ДИРИЖЕР: Айрат Кашаев, Геннадий Рождественский
РЕЖИССЕР: Михаил Кисляров
ХОРЕОГРАФ: Михаил Кисляров
ПОСТАНОВКА: Михаил Кисляров, Геннадий Рождественский
ХУДОЖНИК: Ася Мухина
Продолжительность: 2 часа 20 минут
Вся творческая группа
АКТЕРЫ: Борислав Молчанов, Алексей Морозов, Алексей Мочалов, Игорь Вялых
ДИРИЖЕР: Айрат Кашаев, Геннадий Рождественский
РЕЖИССЕР: Михаил Кисляров
ХОРЕОГРАФ: Михаил Кисляров
ПОСТАНОВКА: Михаил Кисляров, Геннадий Рождественский
ХУДОЖНИК: Ася Мухина
в феврале
(1 мероприятие)
  • Описание
  • Отзывы

Описание

Б. Бриттен «Блудный сын»

Опера-притча оp. 81
Либретто Уильяма Пломера на основе Евангелия от Луки: xv.11–32
Посвящается Д.Д. Шостаковичу
Исполняется на английском языке

«Блудный сын» (ор. 81, 1968 г.) – последняя из трех опер-притч, написанных Бриттеном в 60-е годы и предназначенных для исполнения в церкви. Необычная трактовка оперного жанра отразила поиски композитором новых возможностей в области камерной оперы. И именно притча – форма, столь важная для культуры ХХ века, где иносказание играет решающую роль, – открыла ему путь к новаторским способам освоения музыкально-сценического пространства.

В основе оперы лежит хорошо известный и популярный в искусстве сюжет из Нового Завета. Однако либреттист У. Пломер ввел нового персонажа – Искусителя, который одновременно управляет развитием сюжета и выступает в роли комментатора. Его фигура конкретизирует и обостряет главный сюжетный конфликт.

Опера «Блудный сын» напрямую связана с Россией. Во-первых, на ее создание Бриттена вдохновила картина Рембрандта, которую он увидел в музее Эрмитаж во время одного из своих визитов в СССР. Во-вторых, она посвящена Дмитрию Шостаковичу – композитору, с которым Бриттена на протяжении многих лет связывала глубокая творческая симпатия и искренняя дружба. Тем не менее «Блудный сын» прежде никогда не ставился на российской оперной сцене.

Посвящение является для Камерного музыкального театра знаковым обстоятельством, так как с именем Шостаковича связана важнейшая веха в его истории: постановка оперы «Нос» Б.А. Покровским и Г.Н. Рождественским в 1974 году стала вторым рождением шедевра молодого композитора, а театру принесла мировую известность.

В свою очередь, Шостакович посвятил Бриттену Четырнадцатую симфонию. Она звучит в другом спектакле Камерного театра – «Веке DSCH», созданном режиссером Михаилом Кисляровым на основе сочинений композитора, не предназначенных для сценического воплощения.

На материале известной библейской истории спектакль раскрывает тему равнодушия и черствости человеческого сердца, говорит о том, что недопустимо оставаться безучастным к судьбам падших, довольствуясь собственным благополучием – то есть поднимает проблемы, которые стали серьезными духовными «заболеваниями» нашего времени.

И. Стравинский «Мавра»

Комическая опера в одном действии
Либретто Б. Кохно по мотивам поэмы А. Пушкина «Домик в Коломне» 

Эта миниатюрная опера-шутка была любимым детищем Стравинского – великого мастера стилизации и пародии. Однако в его интерпретации веселая история о влюбленной девушке Параше и переодетом гусаре Василии, которую сам Пушкин называл «анекдотом, водевильным приключением, из которого не выжмешь ничего», оказалась не так уж проста. Премьера «Мавры» 3 июня 1922 г. в парижской «Гранд-опера» привела зрителей в недоумение. И даже в 1954 г., после очередного исполнения оперы в США, Стравинский с горечью писал, что эта ясная музыка «доходит лишь до редкого слушателя, остальные же ничего не слышат и только перешептываются и хихикают, как дураки».

Это не удивительно: для восприятия любого сочинения Стравинского слушателю приходится отбросить стереотипы и следовать правилам композитора. «Мавра» – игра в русскую оперу, водевиль, в «souvenir russe». Не случайно она посвящена Пушкину, Глинке и Чайковскому – трем русским гениям, чье творчество заключает в себе квинтэссенцию русского искусства XIX века. В «Мавре» звучат и аллюзии на оперную традицию ушедшего столетия, и сентиментальный романс, и «псевдорусский стиль», и «цыганщина», преподнесенные с фирменным «акцентом» самого озорного из русских классиков начала ХХ века. Подобно Пушкину, он подает простой сюжет через гротеск, в котором искрится водевильная веселость с ее житейской «правдой».

Отзывы

Пользователь предпочел скрыть свою личность17/10/2016
Великолепно!
Очень понравилось. Спасибо.
Организатор:
Камерный музыкальный театр им. Б.А.Покровского