Спектакль «Как жаль»

На данное мероприятие доступна покупка
электронного билета
Как жаль Как жаль Как жаль
Отлично!
7,6
из 10
Оценка по 2 отзывам
В ролях
Продолжительность: 1 час 30 минут
Вся творческая группа
АКТЕРЫ: Максим Литовченко, Людмила Максакова, Степан Пьянков
РЕЖИССЕР: Петр Фоменко
в январе
(1 мероприятие)
  • Описание
  • Отзывы

Описание

В театре «Мастерская Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Как жаль» по монопьесе Габриэля Гарсиа Маркеса «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине». Главную роль сыграла прима Театра имени Вахтангова Людмила Максакова. Актриса и режиссер не раз встречались в совместной работе, но на сцену «Мастерской» Максакова вышла впервые.

В день серебряной свадьбы, на которую съехались тысяча приглашенных гостей со всего мира, жена впервые рассказывает мужу, каким адом была для нее их совместная жизнь, в которой не было главного – любви. Габриэль Гарсиа Маркес так и назвал свою пьесу: «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине», создав еще один вариант «вопля женщин всех времен». На этот раз претензии предъявляет женщина, ставшая благодаря браку сказочно богатой, родовитой и успешной. Но слезы маркиз, по мнению Маркеса, не менее едки, чем слезы брошенных пастушек. Если выбирать в качестве мерила жизни категорию «счастливой любви», все окажутся на равных. И сказочные диадемы XVIII века, и портреты предков, и опахало из страусовых перьев не помогают удержать мужа дома.

Однако для Петра Фоменко, похоже, антураж пьесы Маркеса – портреты, кресла, драгоценности, наряды – были отнюдь не последней приманкой в выборе материала. Режиссер с удовольствием развешивает по стенам «портреты предков». Подвешивает на веревочке веер из белоснежных страусовых перьев, дает героине в руки ларец с сокровищами: тут и диадема, и бриллиантовый браслет, и жемчужное колье (все подозрительно напоминающее товары из «лавки для девочек»). Грасиела – Людмила Максакова шикарно вертит в руках драгоценные ненужные средства обольщения, а потом разочарованно отбрасывает их прочь. В качестве дополнительных «предметов антуража» Фоменко выводит на сцену молодого лохматого мужа (дописав ему ответы на реплики жены в виде кивков и укоризненных восклицаний: «мамочка!», «лапочка!») и распорядителя-мажордома, зачитывающего вслух ремарки пьесы («идет снег») и организующего пространство (изображает тот самый снег, выбрасывая перья из распоротой подушки).

Восприняв пространство пьесы как прекрасную площадку для игры, режиссер выстроил для героини целый арсенал разнообразных игровых орудий. Тут и шкаф, открывающийся с обеих сторон, в который можно уйти, и кукла с львиной головой и закутанным кружевами тельцем, изображающая свекровь. Тут и кресло мужа, обложенное пачками прочитанных им за жизнь газет (почему-то мужчины отгораживаются от женщин или газетой, или футболом). И красная шапочка с двумя косичками, надев которую Грасиела превращается в юную бедную девчонку, впервые попавшую в богатый дом. И много других предметов дамского гардероба, позволяющих женщине «превращать» платье то в «выходной наряд», то в домашнюю одежонку. Фоменко и Максакова знают толк и радость этих превращений.

Думаю, именно игровая стихия маркесовской пьесы и привлекла Людмилу Максакову (вчуже странно, что эта «бенефисная пьеса» до сих пор ускользала от внимания наших актрис). Максакова – одна из самых умных актрис в сегодняшней Москве. Встреча с ней на сцене всегда увлекательна, как увлекательно свидание с остроумным и неожиданным собеседником. Актриса явно умнее героини Маркеса и опытнее ее. Моментами кажется, она любуется и одновременно сожалеет о том, что ее Грасиела еще не избавилась от привычных женских иллюзий, что где-то там бродит Он, и океан любви где-то плещет волнами. Максакова подарила Грасиеле резкость своего юмора, артистизм его высказывания, горечь изжитых иллюзий и обаяние крупного человека.

Вопль женщин всех времен об обманщике-мужчине, не оценившем женскую любовь, лишается в ее исполнении исповедальной непосредственности. Зато подспудная тема пьесы: жалоба на обманувшую жизнь звучит сильно и искренне. «Мы стареем на рассвете, каждый рассвет уносит минимум пять лет жизни», – делится она выстраданной тайной. И потом добавит: «Стареет не кожа, а что-то там внутри – душа!»

Обманувшая жизнь куда страшнее, чем обманщик-муж. А постаревшая душа хуже, чем многолетняя любовница супруга или выросший эгоистом единственный сын. Маркес дает своей героине благодать ухода из дома и надежды, что все еще сбудется. Фоменко и Максакова строят историю в своей «этюдной композиции» так, что окончательно понятно: уйти героине некуда, от себя не уйдешь, от жизни не спрячешься. Заканчивается завод, и героиня уходит куда-то в выморочное пространство, и раздающиеся приветственные клики кажутся данью мужеству.

Отзывы

Катя30/09/2016
Плохо!
Иногда лучше уйти со сцены красиво, это то, что хочется сказать об игре Максаковой,посмотрев этот спектакль, говорю - не верю, эмоций нет, фарс и переигрывание.Все полтора часа ждешь, что вот вот тебя захватит все таки спектакль, игра актеров,слова, которые они произносят, нет, ничего подобного. И действительно, жаль...
elena29/09/2016
Нормально!
Мне жаль, но спектакль не понравился. Вместо того, чтобы с актерами проживать их страсти,
я все время смотрела как они играют, во что одеты...
Елена19/11/2015
Без оценки
Сказать, что ожидания не оправдались - ничего не сказать. Было и стыдно за артистов, и жаль их. Не знаю можно ли было этот текст (позавчерашний) подать иначе. Наверное, можно было. Но осталось только ощущение пошлости действа и бездарности исполнения.
Лидия28/05/2014
Без оценки
Максакова – восторг.
Спектакль замечательный.
Дай Бог, актрисе еще долго оставаться в такой замечательной форме.
Александра26/02/2014
Без оценки
Очень уютный камерный зал. Были моменты, когда Людмила Максакова подходила даже ближе, чем на расстояние вытянутой руки. Играла потрясающе, как и ее партнер: действительно проживаешь с ней моменты ее нелегкой жизни. Было и где посмеяться, и задуматься, и заплакать. В Мастерскую Фоменко стоит сходить: театр в лучшем его понимании.
Организатор:
ГБУК г. Москвы "Московский театр "Мастерская П.Н. Фоменко"