Балет «Щелкунчик»

На данное мероприятие доступна покупка
электронного билета
Щелкунчик Щелкунчик Щелкунчик Щелкунчик Щелкунчик Щелкунчик Щелкунчик Щелкунчик Щелкунчик
ДИРИЖЕР: Геннадий Рождественский
ХОРЕОГРАФ: Юрий Григорович
ХУДОЖНИК: Симон Вирсаладзе
Вся творческая группа
ДИРИЖЕР: Геннадий Рождественский
ХОРЕОГРАФ: Юрий Григорович
ХУДОЖНИК: Симон Вирсаладзе
в декабре
(8 мероприятий)
в январе
(6 мероприятий)
  • Описание
  • Отзывы

Описание

Петр Чайковский

Балет в двух действиях

Либретто Юрия Григоровича по одноименной сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана (с использованием мотивов сценария Мариуса Петипа)

Сто с лишним лет назад, когда в петербургском Мариинском театре началась подготовка премьеры «Щелкунчика», счастливой жизни ему ничто не предвещало. Петипа, всемогущий самодержец петербургскогобалета, «спихнул» постановку на своего заместителя Льва Иванова, которому пришлось втискивать свое воображение в чужую схему.

Там, где Иванов покорно следовал сценарию Петипа, действие скучно буксовало: балетмейстер не находил прелести в цветистых подробностях семейного праздника. Вырваться на музыкальный простор иподчиниться воле Чайковского хореографу удавалось лишь в отдельных фрагментах. Прошел десяток лет, и ивановский вальс снежных хлопьев был признан безусловным шедевром, а балерины начали оспариватьчесть выступить в партии Феи Драже, состоявшей всего из одного па де де.

Кажется, в ХХ веке ни один хореограф – от великого классика Джорджа Баланчина до суперавангардиста Марка Морриса – не избежал искушения окунуться в истому звуков Чайковского. Для одних это былисладостно-безмятежные воспоминания о детстве, для других – попытки найти сказку в прозаизме современной жизни, для третьих – эпатажные аттракционы. Но мало кому удалось найти в хореографии эквивалентвзволнованной и бесконечно трагичной музыке Чайковского.

Василий Вайнонен, создавший свою версию «Щелкунчика» в 1934 году – премьера состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М.Кирова (ныне Мариинский), придумал идеальный спектакль длядетей. В нем были и фантастические фокусы, и яркие куклы, и горящая праздничными огнями елка, придуманная художником Владимиром Дмитриевым. В соответствии с господствовавшими тогда принципамидрамбалета хореограф разграничил реалистические картины праздника у Штальбаумов и фантастический сон Маши, который оставался ярким, но бессодержательным дивертисментом. Поэтический масштаб музыкиЧайковского воплощала в этом несколько приземленном и простодушном балете молодая Галина Уланова, танцевавшая на премьере.

Организатор:
Государственный Академический Большой театр России